"О моей работе"
Психология — одна из наук о человеке. Человека изучают многие науки, каждая со своей стороны. Какую же сторону человека изучает психология? Прежде всего, она изучает то, что побуждает человека к действию, позволяет ему ориентироваться в окружающем мире, принимать решения, оценивать полученные результаты, изучает индивидуальные психологические особенности людей и свойства их личности, от чего они зависят, как складываются и изменяются.
Когда-то в древности считалось, что таким «деятелем» является живущая в теле человека душа. А душа по-гречески - «псюхе». Отсюда и произошли слова «психика» и «психология». Дословно «психология» означает «наука о душе».
Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по своему видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство»,- писал Л. А. Венгер.
Я очень люблю свою профессию и считаю её несомненно нужной и интересной.
Главный принцип моей работы «не навреди!», ведь у каждого ребенка все только начинается. Дошкольное детство — это особый период в развитии ребенка, становление личности. За все время работы я столкнулась с частыми проявлением агрессивности, тревожности, неуверенности у дошкольников. Возник главный вопрос - «Почему?». Наш бешеный ритм жизни, появление все более новых усовершенствованных технологий оставляет нам меньше времени на семью, на детей. Родители большую часть времени посвящают не детям, а работе. Современная жизнь требует больших затрат. И как итог, современные дети не дополучают внимания со стороны родителей. Отсюда вытекают проблемы в развитии, агрессивности, тревожности, замкнутости. Дети стараются привлечь внимание родителей всеми доступными средствами. Родители и дети нуждаются в психологической помощи. Поэтому, в своей профессии дошкольного педагога-психолога главным считают создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка. К сожалению, решить психологические проблемы только в условиях детского сада является недостаточным. Без взаимодействия с родителями такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, являются важнейшим фактором на пути перемен к лучшему. Только совместная плодотворная работа даст благоприятный результат.
Детский сад — маленький мир. В нем я чувствую себя свободно, легко. Мне нравится то, чем я занимаюсь. И радость, которую мне приносит моя работа, не оценивается чем-то материальным. Чувствовать ответственность, свою сопричастность к чему-то большому — это огромное счастье. Несмотря на все трудности, главным в работе педагога-психолога остается умение пустить детей по жизненному пути честными, добрыми, порядочными людьми. А мы взрослые, должны быть для них примером.
Работать педагогом-психологом — это призвание. Я считаю, в нашей стране люди до сих пор не совсем принимают роль психологических центров, психологов-консультантов, психологов при дошкольных учреждениях. Каждый день человек решает много проблем, иногда пускает все на самотек, терпит то, чего не должен терпеть, ему не с кем поделиться, а квалификационных психологов при всей запущенности различных ситуаций можно пересчитать по пальцам.
Сегодня на ребёнка обрушивается огромный поток информации, причём не всегда полезной и нужной. Стремление родителей улучшить финансовое благополучие семьи и как следствие отсутствие их внимания к своим детям, не дает им нужным образом усваивать нормы и правила этого мира. А в силу своего возраста дети выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции, которые уже усвоили и способны обратить на них внимание: агрессия, замкнутость, капризы, страхи.
Поэтому, в своей профессии дошкольного педагога-психолога главным считаю – помочь ребёнку уметь приспосабливаться к окружающему миру и уметь взаимодействовать с ним. Ведь вся жизнь человека, это адаптация. От появления на свет и до последнего момента мы приспосабливаемся к условиям, которые нам диктует время, общество, жизнь. Каждому из нас, взаимодействуя с миром, необходимо чувствовать себя в этих условиях комфортно. Поэтому, организуя свою работу, я поставила перед собой следующие задачи:
- Создать условия в дошкольном образовательном учреждении,
способствующие психологическому здоровью детей;
- Обеспечить эмоциональное благополучие всех участников в
воспитательно -образовательного процесса;
- Содействовать повышениюпсихолого-педагогической компетентности
педагогов, родителей в закономерностях развития ребёнка, а также в вопросах воспитания и обучения.
Решение этих задач требует огромного труда над совершенствованием своих знаний и личностных качеств. Надо уметь быть сдержанным и терпеливым, ведь развитие человека не терпит суетливости и нервности. Нужно уметь признавать свои ошибки и если ты не прав и понимаешь это, то не нужно стесняться попросить прощения и у ребёнка, и у взрослого человека.
Приходится постоянно искать разные методы и способы, чтобы научить ребёнка тому, что знаешь и можешь сам. А ещё развиваться разносторонне, повышать свою профессиональную компетентность, осваивая всё новые, ранее неизвестное. Развиваться, чтобы идти дальше, делая очередные шаги по пути совершенствования. А как быть с моральным удовлетворением, ведь это тоже немаловажно? И я его получаю от своей деятельности! Ведь как здорово, смотреть, как изменяется ребёнок, с которым ты работаешь, в которого ты вкладываешь частичку своей души. А глаза? Каким доверчивым, открытым, ждущим чуда взглядом смотрит на тебя ребёнок! И как ярко может проявлять эмоции (как негативные, так и позитивные). И это несравнимо ни с чем.
Вспомним слова В. А. Сухомлинского: «Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается….» От нашего с вами отношения к маленькому человеку зависит его взгляд на себя, свою жизнь, и взаимодействие с окружающим его миром.
Уверена, что каждый ребёнок, с которым мне пришлось соприкоснуться в жизни взял из нашего взаимодействия капельку знаний, умений, навыков, которые ему будут крайне необходимы в дальнейшей жизни. Работая с детьми, я «сею» в их душах нечто доброе, светлое, вечное… Я помогаю им делать маленькие, но уверенные шаги в большой мир!